Это был период зарождения китайской медицины, о котором мы знаем в основном благодаря археологическим находкам, относящимся к временам династии Шань (1766-1100 гг. до н. э.). Чень Тянь основал династию Шань после того, как из страны был изгнан предыдущий император Цзе, тиран.
Новая династия просуществовала до появления западной династии Чжоу в 1100 г. до и. э. Исторические хроники династии Чжоу и имеющиеся археологические находки позволяют воссоздать картину жизни Китая в предшествующий период, или в эпоху династии Шань.
Артефакты, найденные в бассейне Желтой реки, Хуанхэ, описывают архитектуру и религиозные обряды, которые включали в себя предсказание по огню, человеческие жертвоприношения и поклонение предкам. Самыми интересными можно считать артефакты в виде черепаховых панцирей и кости для оракула, на которых написаны различные вопросы для предсказателя, включая возможные военные и политические события, а также вопросы о том, будет ли удачной охота, и пожелания здоровья императору.
Цивилизация Шань была типичным для Бронзового века неолитическим обществом, экономика которого опиралась на выращивание злаков и разведение домашнего скота. Большинство членов общества жили в маленьких убогих хижинах, а само общество приобретало все более отчетливую классовую структуру, разделяясь на правящую элиту и крестьянскую бедноту. В мировоззрении людей этого общества живые и мертвые члены семьи сосуществовали в неразрывном единстве, при этом умершие родственники активно вмешивались в повседневную жизнь и дела живых людей.
С помощью предсказаний и гаданий живые «узнавали» мнение умерших предков по поводу принятия тех или иных важных решений. С умершими предками люди советовались по вопросам войны и мира, по срокам посева и сбора урожая и, разумеется, обращались к ним, когда заболевал кто-либо в семье.
Тесная связь с умершими воспитывала в живых чувство долга — они должны были заботиться об останках предков, вплоть до переноса их костей в место, с хорошим ветром и водой (фэн-шуй), чтить их память и совершать в их честь жертвоприношения. Считалось, что в ответ мертвые позаботятся о процветании и здоровье живых. Таким образом, живые и мертвые в Древнем Китае существовали в полной гармонии друг с другом.